Лакский обряд ДА ПРИНЕСЕШЬ ТЫ НАМ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Лакский обряд ДА ПРИНЕСЕШЬ ТЫ НАМ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Древний лакский обряд прибытия невесты в дом жениха из репертуара фольклорного ансамбля «Кази-Кумух» Лакского района (Республика Дагестан).

У лакцев невесту в дом жениха приводили под вечер. Невеста и ее свита в пути делали шаг вперед, два назад. Растягивая время шествия, они должны были демонстрировать отсутствие у них спешки. Кульминация свадьбы — переезд невесты в дом жениха. За ней отправляли близких родственников жениха — мужчин и женщин.

Сам жених за невестой никогда не шел. Невесту вели, плотно прижавшись к ней и крепко держа ее за руки повыше локтей, две женщины. Одна процессия со стороны жениха шла впереди, другая — со стороны невесты сзади.

Лицо невесты всегда закрывалось специальным покрывалом. Сопровождающие невесту женщины несли горящую лампу, зеркало, маленький сундук или узлы с приготовленной едой, ритуальными печеньями, халвой, которыми в первую брачную ночь должны были угостить жениха и его друзей, а на следующий день украсить стол в комнате новобрачных.

Несли поднос с чашей, в которой дымились, распространяя приятный аромат, угли, посыпанные сахаром и пряностями. Шествие невесты к жениху всю дорогу сопровождалось песнями, которые пели подруги невесты. В них восхвалялась красота невесты, добродетели ее родителей, давались наставления о поведении ее в доме мужа.

Лакская невеста, выходя из родительского дома, брала хлеб — два чурека, один из которых она бросала за воротами своего дома, другой — во дворе жениха, как только входила в него. Чуреки тут же подхватывались, делились по кусочку между окружающими. Это символизировало желание невесты жить отныне в достатке в доме мужа, не нуждаясь в родительской помощи.

По пути следования свадебной процессии холостая аульская молодежь несколько раз преграждала ей путь, требуя выкупа. Откупались специально заготовленными для этих целей напитками, подарками или кувшином бузы.

Приближаясь к дому жениха, свита невесты в песнях требовала воздать ей полагающиеся по обычаю почести:

Вставай, мать мужа,
Разведи большой костер!
К своим воротам
Приблизилась
Гурия (ангел).

Обращаясь к невесте, девушки пели:

Заяви, что не пойдешь
По узкой тропинке,
Пока не постелили
Ковер с золотым шитьем.
Заяви, что не войдешь
В комнату из малахита,
Пока золотую монету
Не положат тебе в руку.

Огонь, как известно, считался могучим очистительным средством. Поэтому перед домом жениха разводили костры.

По просьбе родственников невесты могли выйти станцевать отец и мать жениха. Свита со стороны невесты брала выкуп. Будущая свекровь встречала невесту у ворот со словами: «Да принесешь ты нам благополучие, счастье и богатство, да не умрешь ты, пока не увидишь у своих колен правнуков!» — и давала ей ложку меда и специально приготовленной сладкой воды из кувшина, после чего заставляла ее поглядеть в зеркало. Все это должно было обеспечить новобрачной в доме сладкую и светлую жизнь. Важным моментом встречи лакской невесты был и особый коллективный танец «Гиргичу» — танец сбывшегося желания.

В свадьбе, как правило, участвуют почти все жители села. Распорядителем всего является тамада — самый уважаемый на селе человек, отличающийся остроумием, знанием обычаев, умением руководить. У тамады на свадьбе есть своя «администрация»: заместители, шах, мудрец, есаулы, духтур (доктор), музыканты.

Помощником является молодой, инициативный, острый на язык и обладающий организаторскими способностями человек. Любой приказ тамады исполняется через него, за промедление грозит удар палкой, но на это не принято обижаться. На «провинившихся» налагаются штрафы: исполнение песен, подражание звукам животных и т.д. или доставка на стол продуктов и напитков.

В перерывах между трапезой и танцами разыгрываются небольшие шутливые сценки. Например, есаул приводит «женщину» (переодетого мужчину), представляет тамаде как жительницу другого села, разыскивающую своих кунаков. Тамада хочет выяснить, откуда она и какова цель ее приезда. Комичность диалога заключается в обыгрывании диалекта, речевых особенностей. «Она» изображает застенчивость, прикрывается платком, отворачивается. Наконец «она» выясняет, что находится на свадьбе. Все заканчивается «ее» танцем с тамадой. Или сценка лекаря с больным.

Тамада подозревает одного из гостей в болезни и просит лекаря обследовать «больного». Лекарь заявляет, что «больного» сглазили и заставляет его показать язык, ставит ему под мышку градусник и т.д. В итоге «больного» заставляют выпить большую дозу спиртного, а затем и станцевать.

Очень популярна у лакцев шуточная сценка-игра. Около тамады ставят деревце, украшенное яйцами, орехами, фруктами. Мужчины делают попытки сорвать что-нибудь с этого дерева. Пойманный штрафуется и по указанию тамады доставляет что-нибудь из продуктов. Процессия, несущая на подносе штраф, состоит обычно из жены, сестры самого штрафника.

Кто-то из присутствующих обязательно пытается унести что-нибудь с этого подноса, за что также подвергается штрафу.

© СЕТИК

Используйте наши публикации для более качественной организации событий. Наши сценарии национальных праздников народов России и важных мероприятий исключительно уникальны. Их предоставляют сами авторы — практикующие работники культуры, отлично знающие сценарное дело. Берите на вооружение опыт коллег-организаторов и применяйте полученную у нас информацию  в своей работе: традиции праздников, методические материалы по организации мероприятий.

Что будем искать? Например,Сценарий праздника

Мы в социальных сетях