Марийский обряд новоселья и умилостивления домового ПОРТСИЙ

Марийский обряд новоселья и умилостивления домового ПОРТСИЙ

Очень интересный марийский обряд новоселья и умилостивления домового ПОРТСИЙ дает понимание, как люди боролись со злыми духами показывали образцы гостеприимства.

Прежде чем рассмотреть обряд новоселья, следует отметить, что при закладке дома мари, как и многие народы, совершали характерные только для их традиций действия, акты. Новоселье можно разделить на следующие периоды: до строительства, во время постройки и после завершения строительства.

При новом строительстве мари старались сберечь дом от заселения его злыми духами. Особенно это имело отношение к закладке фундамента и матицы (негыз ден авагашта)… Так, приступая к закладке матицы, в кудо у нас варили пучымьпи (кашу), сыра (пиво) и т.д.

При подъеме матицы вместе с него на сруб поднимали также кол когыльо — пирог с рыбой (можно с мясом), угощая всем этим домашних духов. Под матицу в паз клали серебряные монеты и клочок шерсти. В некоторых местах используют также ветки шиповника.

Этот обычай красноречиво подтверждает народную мудрость: «Порт авагашталан ушана, илыш — паша- лан» (Дом надеется на матицу, а жизнь—на труд). Примечательно то, что у мари имеется немало примет, связанных с матицей. Одна из них гласит: «Осалым шонен толшо етг, портьтш пуры- меке, авагашта деч ончыкыла ок эрте» (Человек со злым умыслом, заходя в дом, через матицу не переходит). По традиции, чтобы оберегать жилище от людей со злым умыслом, в щели вокруг и внутри дома клали кусочки мышьяка в завернутом виде, иногда втыкали и ветки рябины».

После окончания строительства нового дома празднуется новоселье, которое традиционно называется «Портсий» (бук-вально «угощение дома»). Учитывая то, что мари делятся на несколько диалектных групп, название этого обряда может быть другим. Участниками данного семейного торжества являются сами хозяева, строители, пользующиеся особым почётом, приглашённые родственники, соседи.

Гости брали с собой на праздник целый каравай хлеба, дарили хозяевам различную домашнюю утварь, посуду или деньги.

У марийского народа существуют два вида указанного праздника-обряда. Это поселение в новый дом и возвращение в старый отремонтированный дом. Второй праздник является традиционным. Он проводился повсеместно в период бабьего лета (куван кен-еж), с 21 сентября по 14 октября.

Название «Портсий» указывает, прежде всего, на особенность деревенского уклада жизни, связанную с тем, что семья в летнее время переходила жить из бревенчатого теплого дома (порт) в изготовленную из досок лачугу (кудо) — просторное, хорошо проветриваемое помещение без потолка и пола. Здесь готовили пищу, обедали, хранили продукты и утварь, а ночевать уходили в ошкудо (клеть).

Внутри самого дома с наступлением теплых летних ночей проводили ремонтные работы: чисто промывали стены, потолок и полы, белили печь, убирали внутренние рамы окон, раскапывали завалинки вокруг дома. В результате в подполье поступал свежий воздух, что предотвращало появление гнилости, грибков, и порт все лето отдыхал.

Если же дом, простояв двадцать-тридцать лет, все же требовал сноса, его разбирали и закладывали новый.

Самым важным моментом во время празднования праздника-обряда «Портсий» являлся обряд умилостивления домового (Орт, сурт водыж). По древним поверьям мари, он был хозяином дома, от него зависело многое — и мир, и согласие в семье, и тепло, и уют семейного очага и т.д. Его уважали и стар, и млад. При поселении в дом хозяева обращались к Орту с просьбой жить вместе с семьёй. Женщины накрывали стол с обрядовыми блюдами, а мужчины проводили домашнее моление.

Считалось, что в зимний период Орт жил с ними, охраняя домочадцев, особенно детей, а в летний — он отдыхал, но всегда был поблизости.

У мари существовала боязнь потери хозяина дома, который мог уйти в другой дом в случае неуважения к нему. Обряд умилостивления домового проводился в более узком кругу при закрытых дверях и только в семье, так как считалось, что человек, пришедший из другой семьи, мог увести Орта.

© СЕТИК

Используйте наши публикации для более качественной организации событий. Наши сценарии национальных праздников народов России и важных мероприятий исключительно уникальны. Их предоставляют сами авторы — практикующие работники культуры, отлично знающие сценарное дело. Берите на вооружение опыт коллег-организаторов и применяйте полученную у нас информацию  в своей работе: традиции праздников, методические материалы по организации мероприятий.

Что будем искать? Например,Сценарий праздника

Мы в социальных сетях