Сценарий Белорусской свадьбы

Этот сценарий Белорусской свадьбы представляет собой фольклорный праздник для учащихся старших классов или как показательное представление.

Нестерка (она же ведущая) . Добрый день, друзья! Ох, как много вас здесь собралось! Вот я и попал на фронт! Ну, ничего. Не привыкайте к этому. 3 из той пары, когда я помогала Юре и Настичке пожениться, Нестерка везде как сваха. Итак, я уже выбрал профессию. Но организация свадьбы – задача непростая. Это наука, которая вырабатывалась в народе веками. Недаром один мудрец сказал, что «свадьба – это народная опера со счастливым концом». И первый акт этой оперы – не ухаживание, а встреча в доме жениха, где собрались родные и родственники, чтобы обсудить, какую невесту лучше взять – черную, блондинку или рыжую кудрявую. Предлагаю вам посмотреть, как это произошло.

Музыка играет. На сцене отец и мать, у печи тусуется хозяйка.

Отец. Послушай, мама, нашему Никите пора найти пару. А то вечерами все куда-то уходит, и когда он женится, он будет лучше заниматься хозяйством. Что вы думаете?
Мать. Прошло много времени.
Входит Никита.

Отец. Ну что, сынок, мы с мамой пришли к соглашению, что тебе пора искать невесту.
Никита. Папа!
Отец. Не папа! Это необходимо, пока в деревне есть хорошие невесты. И иметь мать в качестве помощницы по дому не так уж и много. Так садись, сынок, нам нужно кое-что обсудить.

Стук в дверь.

Мать. О, шафер пришел к нам в гости.
Отец. Садись, шафер.
Кум. Спасибо.
Отец. Они планируют женить вашего крестника.
Кум. Если они об этом подумали, то да поможет Бог.
Отец. Ну вот что, шафер! Мы родственники, ты крестный. Да ладно, может быть, ты знаешь подходящую невесту.
Мать. Здесь, в Ничипаре, девушка умеет работать, у нее хороший вкус.
Никита. Мне не нужна такая девушка, от которой одни кости и кожа.
Отец. Так вы возьмете Евгиню Кондратову?
Никита. Так что она просто разговаривает языком. От этой болтовни у тебя будут болеть уши.
Мать. А как насчет Мариси Хвядосова?
Никита. Разве ты не знаешь, что утроба ее — ласка? Они — один болотный дьявол.
Отец. А что насчет девушки Змитракова?
Мать. Ух ты, посмотрел! Уходит – не придет, говорит – не говорит. Он зияет, поэтому вода выливается.
Отец. У Егора есть девушка, вроде бы, ничего.
Никита. Эта девушка хороша, но немного фигуристая. Когда она ушла, мы втроем сели.
Мать. А как насчет Анны Андреевой? Она красива, богата и трудолюбива. Руки работать, ноги желать, а голова ко всему.

Кум. Девушка хорошая. Дай Бог. И как на это смотрит жених?
Отец. Мы спрашивали-спрашивали, но он ничего не сказал.
Никита. Ох, девочка хороша. Но любит ли она меня?

Отец. Но это то, что мы должны услышать завтра вечером. Жена, пеки хлеб, пойдем к родственникам.
Нестерка. Сватовство перед помолвкой происходило практически повсеместно в Беларуси. В прошлом у белорусов Смоленской области был обычай возить девушку, которой пора было выходить замуж, по деревням во время масленичной недели.

Остановившись у каждого дома, где был мальчик, человек, несший девочку, спрашивал: «У вас есть надаба?» «. Если ответ был отрицательным, с той же просьбой шли в соседний дом. То есть, пока какой-нибудь дом не заинтересовался девушкой, то осенью к ней прислали сватов.

Однако для Беларуси такой обычай очень редок. Существовало множество способов сказать, что девушка согласна на брак или отказывается от него. Если подруга невесты отказывалась, в телегу жениха втыкали метлу. Признаков согласия на брак было много: девушка принимает от женихов хлеб, дает родителям полотенце и куски ткани…

Если невеста не отвечает на вопрос отца о том, согласна ли она выйти замуж, и после предложив подмести дом, начинает перетаскивать ее от стола к двери, тем самым отвергая жениха. Этот обычай нашел свое отражение и в песнях, хотя каждая девушка старалась перед приходом женихов привести в порядок не только дом, но и двор.

Дом молодой. Мать на сцене. Стук в дверь.

Сваха (за кадром) . Мы сваты с дороги. ноги у них замерзли, они ходили на морозе, потеряли голос.
Отец молодого человека. Позвольте мне, мужу, прийти домой, чтобы хотя бы ноги погреть, посмотреть на молодую женщину.

Сваты идут в дом.

Мать молодая. Добрый вечер! Чего вы хотели, люди добрые?
Сваха Мы заморские купцы, товар искали не лёжа, а гуляя! Если он у вас есть, покажите лицо, и мы покажем нашего партнера!
Отец молодых. Вы видимо ошиблись, люди добрые! У нас нет ничего на продажу.
Сваха (расстилает на столе платок, ставит на него бутылку) . Я сваха, посланная накрывать на стол. Мы пришли за цветком, который цветет зимой и летом.

Крестный отец. Мы шли, бродили по твоему лесу, напали на след великолепного зверя. Погнались, погнались за куницей, заехали в деревню, потеряли след. Стали искать, пока след не пришел к твоему дому! Спрашивали у народа, пока не оказалось не великолепное животное, не куница, а красная голубка.
Отец жениха. И у нас есть голубь, который подойдет вашему голубю. Он красивый, разговорчивый, труженик в поле – ищите такого человека. Так почему бы не соединить наших голубей, чтобы они жили вместе, воспитывали детей и не забывали о нас.

Мать молодая. Ладно, дорогие гости, сейчас я принесу голубя! (Идет за дочерью, возвращается с ней.)
Жених. Какая красота.
Отец жениха. И умный, наверное.
Крестный отец. Я трудолюбивый.
Отец жениха. Мы пришли за ней, только за ней.
Мать молодая. Спасибо вам, люди, за добрые слова. Вот полотенце для отца Никиты, а вот платок для его матери.
Отец жениха. А еще мы привезли для вас подарки. Вот тебе буханка хлеба и бутылка хорошего вина, приятель.
Мать молодая. Спасибо большое, дорогие гости, садитесь за стол.

Все садятся за стол. Звучит народная музыка.
После этого слово берет сваха.

Сваха Спасибо за хлеб-соль. И вот пришло время решить, когда наши влюбленные поженятся. Мы хотим, чтобы невестка как можно скорее стала хорошей помощницей для родителей Никиты.
Отец молодых. Вот так соберем урожай, потом у нас будет свадьба, сразу после Покрова, через две недели.
Сваха Хорошо, согласен! Теперь пойдем домой!
Отец молодых. Тогда мы закроем дверь и после Покрова будем ждать тебя в гостях!

Нестерка. Произошло ухаживание. А вскоре в доме невесты состоится церемония помолвки, на которой девушку присоединят к семье жениха, и она уже не будет иметь права отказаться от брака. Именно поэтому оно является частью свадебной церемонии и называется помолвкой, т.к. здесь молодожены обмениваются обручальными кольцами, а их руки связаны полотенцем. Каждому действию придается символическое значение, ведь молодожены находятся в начале новой, совместной жизни, чтобы быть вместе навсегда.

На сцене невеста и ее подруги исполняют танец.
Появляется мать.

Молодой. Сбился, разбился во дворе. Слушай, мамочка, я тебе не нравлюсь!
Мать молодая. За тебя, девочка, за твои ясные глаза, за твои белокурые локоны!
Молодой. И девочки, и подруги! И что мне делать, молодая женщина? Они собираются меня обручить!
Невеста и ее друзья убегают. Гости входят.

Мать молодого человека.
Добрый вечер, сваты, идите домой,
Доброго дня вам, сваха!
Твоей девушке весело?
Ваша семья здорова?
На столе есть водка?
Сваха
Пришли на помолвку —
Сени, дом закрыт.
И кого мы будем привлекать?
Ханны нет дома.
И куда она пошла?
Или в лес,
или в деревню, к семье?
А в лесу вдоль калины —
Вся калина обломана.
А в деревне по-семейному —
всю семью подобрали.
Отец молодого человека.
Ты ждал, ты искал нас,
ты открыл нам ворота?
Для нас накрыты столы?
Они налили нам бокалы вина?
Но независимо от того, любишь ты нас или нет, как мы любим тебя?
Мать молодая.
Гости, да и все остальные, пожалуйста,
пейте и играйте с нами!
А у нас есть бочка вина – все для вас.
Выпей одно, найдём другое – всё для тебя.
А мы вам доставим бочку вина – все, все для вас!
Отец молодых.
Проходите, дорогие гости,
Садитесь за дубовые столы.
Сваха
Они прибились, как рыбы к дому!
Свадебная вечеринка пригласила нас в дом.
Ох, и согрейте руки, посмотрите на молодую женщину.
Покажи нам того, за кого мы страдаем.

Выходят невеста и ее брат, он ведет сестру за кассу и требует от жениха выкуп.

Младший брат. Теперь я отрежу свои прекрасные волосы, если жених не заплатит выкуп.
Молодой. У тебя красное лицо.
Брат. Маленький.
Молодой. На тебе все еще есть два красных пятна.
Брат. Неужели моя сестра так мало стоит?
Молодой. Вот все, чем я богат.
Брат. Хорошо, я отдам тебе свою сестру. Пусть она будет для тебя хорошей женой, искренней матерью для твоих детей, чуткой невесткой для твоих родителей. (Берет молодоженов за руки, ведет их на авансцену.)
Молодая женщина. Благослови меня, матушка, на долгую жизнь, на короткий путь.
Мать молодая.
И Ханачка, и дочка.
Я благословляю тебя.
Я больше не держу на тебя зла.
Я отдал тебя на попечение Никиты.
Пусть это укрепит тебя, мой малыш, до конца времен.

Молодожены обмениваются кольцами.

Сваха
Мы с тобой обручены, Деванка,
и желаем тебе счастья!
Будь здоровой, как вода,
Будь богатой, как земля,
Будь красивой, как роза.
У тебя будет хороший муж!
Сваха связывает руки молодоженам.
Мать молодая.
Бог дал нам раннюю помолвку,
Маленькие дети взяли друг друга за руки.
Три подарка для мальчика.
Первый подарок — белый платок,
второй подарок — золотое кольцо,
третий подарок — молодая девушка.
Белый платок – обручись,
Золотое кольцо – обменяй,
Девушке молодой жить, чтобы быть,
Жить, чтобы быть – жить вечно.
Сваха
Как сливаются хмель и овес,
Так связаны наши Ханначка и Никита.

Руки молодых развязаны.

Сваха И вот в знак согласия на брак родители молодоженов обмениваются хлебом.
Отец молодого человека. Вот вам наш хлеб, чтобы ваш голубь скорее стал нашим.
Отец молодых. И вот наш хлеб для вас, чтобы вашему голубю понравился наш голубь.
Невеста (маме жениха) . Так разбросайте это семя дома, чтобы пришло процветание, чтобы счастье вошло в ваш дом.
Мать молодого человека. Поужинали, пора и честь знать, пора домой!
Отец молодого человека. Так поблагодарим сваху за аншлаг, его побеленную печь, его честь и уважение. ! жених, за то, что она хорошо обслужила, угостил очень вкусно.

Все прощаются.

Нестерка. Важным моментом на свадьбе было преломление хлеба. Его пекли хлебницы. Это обязательно были замужние женщины, не бездетные, хорошо жившие в браке. Самым старым пекарем была крестная мать или тетя. Женщины насыпали в миску муку, раскладывали и замешивали тесто и просили присутствующих благословлять каждый этап приготовления хлеба. Рощину шевелили правой рукой по ходу солнца, а ладонь не сжимали в кулак, чтобы молодые люди жили дружно и не дрались. Но мужчина ставил хлеб в печь. Когда жених пошел за невестой, он взял с собой каравай.

Музыка играет. Шафер торжественно выносит буханку хлеба.
Гости за ней. Жених и невеста сидят за столом.

Кум. Есть ли здесь отец и мать?
Родители. Мы должны быть.
Кум. Благословите, честные люди, делитесь важным хлебом.
Родители. Мы благословляем.
Крестный отец. Хлеб у нас дорогой, выпеченный из 7 полей пшеницы, из 7 коров масла, он очень вкусный.
Сваха Первый раз — лучшее время, чтобы благословить хлеб и поделиться им.
Гости. Бог благословил.
Сваха Второй раз — лучшее время, чтобы благословить хлеб и поделиться им.
Гости. Бог благословил.
Сваха Третий раз — лучшее время, чтобы благословить хлеб и поделиться им.
Гости. Бог благословил.
Сваха Приглашаем родителей молодоженов к хлебу, за божьим даром.
Родители молодого человека.
Мы даем вам, дети,
пару волов, 12 коров,
Картошку даем под землю,
Чтоб был детский праздник.
Родители молодой женщины.
Сколько воды в морях-океанах,
Столько счастья вам, дети,
На долгие годы!
Сваха К хлебу приглашаем крестного и мать, за божий дар.
Кум. Я даю деньги на карманные расходы, чтобы молодежь пользовалась уважением народа.
Крестный отец.
Счастья и любви вам желаю,
Не надейтесь на чужое,
И зарабатывайте свое.
Сваха Приглашаем молодых сестричек к хлебу, за дар Божий.
Сестры.
Я жертвую копейку на счастливую семью,
Я жертвую две — чтобы они жили с умом в голове,
И рубль серебра — чтобы они жили с добром,
А все остальное кладу,
Чтоб нервы мои были стальными.

Музыка играет. Поздравление продолжается. К гостям присоединяется ведущая Нестерка.

Нестерка.
Славно, славно получилось.
Вам, наверное, тоже понравилось.
Молодежь, в пути.
Дар любви вам в помощь!

Список использованной литературы:

  • Белорусское устное и поэтическое творчество / К. П. Кабашников [и др.]. — 2-е изд., переработанное. — Минск: выше. Шк., 1988. — С. 182—185.
  • Катович, А. Традиционная белорусская свадьба / А. Катович, Я. Крук / 7 Звезда. — 2005-2006 гг.
  • Постановка фольклорных праздников и обрядов / Вторник – композиция. В. С. Новак, И. Ф. Штейнер. — Мозырь: Белый ветер, 1999. — С. 80-98.

Рекомендуем организаторам:

Что будем искать? Например,Сценарий праздника

Мы в социальных сетях