Замечательные детские Казачьи игры с театрализацией, песнями и познавательными моментами для организаторов досуга детей школьного возраста.
Цели: Вызвать у детей уважение к русской культуре; познакомить ребят с казачьими обычаями и традициями; через знания и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей любовь к родному Отечеству.
Задачи: Формировать умение работать с дополнительной литературой; обобщить знания детей о быте, традициях, праздниках донских казаков; помочь учащимся проявить свои творческие способности; развивать чувство взаимопомощи, коммуникативные умения.
Предварительная подготовка: Формирование творческих и технических групп (из каждого класса параллели сформировать творческие и техническую группы по желанию учащихся), работа творческих групп в библиотеках, в Интернете по поиску сценариев обрядов, праздников, частушек, меню донских казаков; создание видео презентации «Русская девушка в изобразительном искусстве», выбор фрагментов для постановки, постановка выбранного фрагмента, подготовка комментария к представляемому фрагменту, подготовка с технической группой декораций, реквизита для представления (техническая группа), составление меню посиделок (блины, пампушки, взвар, пшенная каша), поиск рецептов старинной казачьей кухни.
Реквизит: Столы, скатерть, глиняные кувшины, деревянные ложки, алюминиевые тарелки, костюмы для участников: казачьи платья для девочек, рубашки-косоворотки для мальчиков.
У входа в актовый зал стоят мальчик и девочка — хозяин и хозяюшка. На сцене стоят стулья, стол, накрытый скатертью, на нем расставлена посуда. Середина сцены пустая. Задник сцены украшен вышитыми «дорожками»; салфетками. Все участники инсценировок одеты в казачьи костюмы: девочки — в платья, на плечах у них шали, мальчики — в рубашки-косоворотки, на головах — фуражки.
Звучит фонограмма казачьей народной песни.
Вступительное слово заведующей. (Мотивация. Какую цель каждая группа ставит перед собой на сегодняшнее занятие?)
Казачья Игра – Пляска
Рекомендуем организаторам: Новые весенние детские игры на улице
Казаки (поют, стоя напротив): Бояре, мы к вам идем.
Молодые, к вам идем.
Девушки: Княжены, зачем вы нам?
Молодые, зачем вы нам?
Казаки: Бояре, мы невест смотреть.
Молодые, молодых смотреть.
Девушки: Княжены! Изволь выбирать.
Молодые! Изволь из любых.
Двигаются по кругу. Танцуют и поют казачью песню «Пчелочка златая».
Девушка (1): Ой, девчата, пора нам и честь знать.
Скоро светать будет.
Бабка Арина: Да побудьте еще.
Казаки: Спасибо! Оставайтесь с Богом! Пора.
Девушки: До свидания! Спасибо за гостеприимство!
Заведующая библиотекой: Ребята, вы посмотрели три сценки. Какая из них является инсценировкой обряда, обычая, традиции?
Игра со зрителями и участниками «За общим столом еда вкусней»
Рекомендуем организщаторам: Сценарий казачьей игровой программы
Библиотекарь: Ребята, при подготовке к сегодняшнему мероприятию мы продумывали «меню» посиделок, на столах сегодня — не случайный набор блюд. Здесь: взвар, блины со сметаной, пампушки, каша пшенная. Я сейчас проведу с вами викторину «За общим столом еда вкусней». Победители викторины и гости нашего праздника получат на память несколько рецептов старинной казачьей кухни (см. Приложение).
Примерные вопросы:
- Что такое взвар?
- Чем отличаются щи от борща?
- Что такое кулеш?
- Из чего варят уху?
- Что такое кутья?
Заведующая библиотекой: Ребята, я обращаюсь к каждой группе, подумайте и назовите три достижения в работе вашей группы.
А следующий мой вопрос не только участникам, но зрителям: что для вас значит знакомство с традициями и обрядами донских казаков?
Литература:
Астапенко М.П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Научно-методический центр Логос, 1992.
Веряскина О.Г. История донского края. — Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.
История казачества Дона. — Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦВШ, 1993.
Левченко B.C. Страницы донской истории. — Ростовское книжное издательство, 1974.
Левченко B.C., Чеботарев Б.В. История донского края. — Ростовское книжное издательство, 1975.